Мастер-классы, обучение технике Эбру в Киеве

История Эбру

- Эбру (Ebru) – вид живописи на воде, характерный для стран Востока. Рисунок, созданный на воде, аккуратно переносится на бумагу.

— «abrî» на персидском языке означает «похожий на облака». Персы называли искусство эбру – abrû-bâd – ветер и облака, европейцы – marbled paper - мраморная или Турецкая бумага.

Первые изделия в технике Эбру найдены на территории Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) и датируются 800-1000 гг. По другим источникам искусство возникло в 15 веке в городах Бухара и Самарканд на территории нынешнего Узбекистана.

- 16 веком датируется самая старая из сохранившихся работ в технике Эбру (1554 г).

- Первая книга, в которой описывается техника Эбру, появилась в 1608 году — «Tertibi risalei ebru», именно в ней упоминается художник Шебек Мехмет, имя которого является первым известным в плеяде мастеров Эбру.

Первым мастером, который создал орнамент на воде (Hatib), был Хатиб Мехмет Эфенди (18 век) – до него техника Эбру представляла собой только абстрактные текстуры имитирующие мрамор (Battal).

- Первым турецким мастером Эбру, который положил начало династии мастеров в Турции, был Садик Эфенди, который учился этому в Бухаре, а затем обучил своих сыновей Этема и Салиха. Таким образом в середине 19 века начали изготавливать декоративную бумагу в технике Эбру для печатного производства, которое только появилось в те времена в Стамбуле.

Основное использование техники Эбру – это форзацы книг — элемент конструкции книги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой, обычно выполняющий декоративно-оформительскую функцию. Также мраморная бумага используется как основа под каллиграфию. При использовании специальных красок можно декорировать деревянные поверхности и ткань.

- Все компоненты (вода со специальной добавкой и краски) являются натуральными. В зависимости от плотности состава воды, от температуры окружающей среды, влажности воздуха взаимодействие воды и красок различное – таким образом достаточно сложно создание двух одинаковых работ с использованием этой техники.